Цель: Развивать звуковую культуру речи.
Задачи:
- Закрепить правильное произнесение звук «Ш» в активной речи детей.
- Развивать фонематическое восприятие и умение проводить звуко-слоговой анализ слов.
- Закрепить навыки счёта и пересчёта, знание цифр.
- Развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии, познавательной активности, мотивационной готовности к школе.
- Воспитывать умение работать в малых группах.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, гимнастика для профилактики нарушения слуха, пальчиковая гимнастика.
Оборудование: Смешарики: Нюша, Крош, Лосяш, Бараш.
Правила общения на занятии (символы).
Карточки с названиями уроков. Счётные палочки.
4 предметных картинки. Слоговые домики.
3 набора разноцветных шариков со слогами.
2 карточки с зашифрованными словами.
Колокольчик. Рабочие тетради. Простые карандаши.
Конверты со схемами предложений.
Ход. I. Организационный момент.
Логопед: Дети, поздоровайтесь с нашими гостями и улыбнитесь им. С каким настроением вы сегодня пришили на занятие? У меня тоже прекрасное, весеннее, солнечное, приподнятое настроение и мы можем начать наше занятие.
- Как называется ваша группа?
- Почему она так называется?
- Как можно назвать вас? (Подготовишки, будущие школьники, дошкольники, дошколята).
- Пройдёт весна, наступит что? После лета придёт …? Какое знаменательное событие случится у вас осенью? Правильно, вы пойдёте в школу. Для чего нужно туда ходить? Чему вы там хотите научиться?
II. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в школу, но не совсем обычную. В этой школе учатся герои мультфильма, а кто это, угадайте.
Учиться в этой школе очень интересно.
Ребята, побывать в ней будет всем полезно.
Там учатся «мультяшки»,
Все круглые, как шарики,
Такие все «добряшки»,
И их зовут … (смешарики).
Логопед: Нас встречают: Нюша, Крош, Лосяш, Бараш (картинки вывешиваются на доску). Итак, мы побываем в школе смешариков и поиграем с ними, а с каким звуком, вы мне скажете сами. Вспомните, какими словами вы называли себя в начале занятия, куда мы пришли и кто нас здесь встретил. Какой звук повторяется во всех этих словах? Звук «Ш».
III. Основная часть.
Логопед: В школе смешариков, как и у нас, есть правила поведения на занятиях. Давайте, вспомним их:
- Спроси, скажи, договорись.
- В споре используй считалку.
- Поделись.
- Проверь и оцени себя и своего товарища.
- Попроси помощи.
Логопед: В школе смешариков, как и в любой другой школе есть расписание уроков, которые начинаются и заканчиваются по сигналу звонка (звенит звонок).
1 урок. Обучение грамоте.
Логопед: Этот урок проведёт Нюша (логопед прикрепляет картинку с Нюшей, превращается в неё).
Нюша: Ребята, дайте характеристику звуку «Ш». Какой он? Давайте вспомним всё, что мы знаем о согласных звуках.
Говорить мы начинаем,
Что о согласных звуков знаем:
- есть преграда;
- не поются;
- могут быть звонкие и глухие;
- могут быть твёрдые и мягкие;
- обозначаются синим и зелёным квадратиками.
Звук «Ш» - согласный, глухой, всегда только твёрдый (на доску выставляется синий квадратик, без колокольчика).
Нюша: Я принесла вам два зашифрованных слова. Соберите эти слова по первым звукам названия картинок. Какие слова получились? ШАРФ и ШАРИК.
Давайте сравним эти два слова. Чем они похожи? Чем они отличаются?
Нюша: А сейчас я попрошу вас договорить словечко в стихах:
Рисуют дружно малыши,
У них в руках … (карандаши).
В нашем доме на окошке
Сидит серенькая … (кошка).
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам … (машина).
Кошка – ушки на макушке –
Чутко дремлет на подушке.
А вокруг такая тишь –
Не шуршит под полом … (мышь).
(Выставляются картинки-отгадка и 4 слоговых домика)
Нюша: Дети, поделите эти слова на слоги и поселите их в соответствующий слоговой домик. Какое слово получилось самым коротким, какое – самым длинным. Почему?
Нюша: Скажите, пожалуйста, в каком слове звук «Ш» стоял в конце слова, в каких словах этот звук стоит в середине? Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.
Звучит звонок. Перемена.
Логопед: На этой перемене мы выполним гимнастику для глаз:
- Упражнение «Метёлки» (быстрое мигание ресницами).
- Упражнение «Жмурки» (с силой зажмуриваем глаза – открываем их широко, выполняем несколько раз).
2 урок. Математика.
Логопед: Этот урок проведёт Крош (логопед надевает картинку с Крошем).
Крош: Дети, а вы любите математику? Я её просто обожаю. Ребята, а зачем нужна математика, для чего нужно уметь считать (дети отвечают). Я хочу вас удивить, но математика нужна везде (в магазине, библиотеке, аптеке, дома, в больнице и др.).
Крош: Возьмите счётные палочки. Я вам буду читать стихотворение, а вы положите столько счётных палочек, сколько слов со звуком «Ш» вы услышите.
Шорох, шептанье, шумок под окном.
Шлёпанье лёгкое, кто это? – Гном?
Нет, там за шторами возле окна,
Шустрым мышонком стоит тишина (8).
Крош: Покажите пальчиками, сколько слов со звуком «Ш» у вас набралось? Название какой цифры начинается на звук «Ш» (шесть). До свидания, ребята. Дружите с математикой.
Звенит звонок. Перемена.
Логопед: На этой перемене мы проведём гимнастику для профилактики нарушения органов слуха.
Взяли ушки за макушки.
Потянули, пощипали.
Вниз до мочек убежали.
Мочки тоже пощипали,
Пальчиками их размяли,
Вверх по ушкам побежали
И до макушек добежали.
Макушки к голове прижали.
3 урок. Труд (конструирование).
Логопед: Этот урок проведёт Лосяш (надевает картинку).
Лосяш: Я принёс вам красивые сюжетные картинки. Придумайте мне к ним предложения и постройте к этим предложениям схемы.
(Лосяш выставляет по очереди сюжетные картинки, дети придумывают к ним предложения и строят соответствующую схему, правильность построения схем проверяют самостоятельно и друг у друга).
Предложения:
Маша чистит картошку ножом.
Кошка ловит мышку.
Чебурашка держит два воздушных шарика.
Лосяш: Сколько предложений вы составили. Какое из них по счёту самое короткое? Почему? Какое самое длинное? Почему? Спасибо за урок. До свиданья!
Звенит звонок. Перемена.
Логопед: А на этой перемене мы потренируем пальчики - пальчикова гимнастика. Какая сейчас часть суток?
Утро настало, солнышко встало!
Эй, братец Федя разбуди соседей:
- Вставай Большак,
- Вставай Указка,
- Вставай Серёдка,
- Вставай Сиротка
- И крошка Тимошка,
Привет ладошка!
4 урок. Рисование.
Логопед: последний урок проведёт Бараш (прикрепляется картинка с Барашем).
Бараш: Сегодня на уроке рисования мы с вами придумаем красивое предложение по картинке и зарисуем в тетради схему этого предложения.
(Дети придумывают предложение, считают сколько в нём слов, зарисовывают схему в тетрадь и проверяют у себя и своего соседа правильность выполнения задания).
Бараш: Прощайте, мне было очень приятно вас видеть.
Звенит звонок.
Логопед: Вот и закончились уроки в школе смешариков. Что в нашей экскурсии вам понравилось больше всего? Какой урок был самым интересным для вас? Почему? А было-ли, что-то трудным? Почему? Ребята, а как вы думаете, чтобы в школе было не очень трудно, какими мы должны стать? (Умными, внимательными, усидчивыми, любознательными и др.). Давайте скажем нашим героям до свиданья и поблагодарим их и наших гостей. У кого из вас поменялось настроение с начала занятия? Может кто-то сейчас злой и сердитый? (Дети отвечают). Спасибо за занятие.
Используемая литература:
- Ефимова Т.М. Школа смешариков.// Логопед. 2012. №5.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и букв. СПб.: Каро, 2008.
- Полякова Л.Л., Цуканова С.П. Говори, читай. Пермь, 2000.
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
|